Ребенок от 0 до 3

У ребенка первого года жизни идет интенсивное развитие головного мозга, слуха и органов речи. Одновременно с развитием слуха развивается и физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в усвоении речи.
Одновременно с развитием слуха у младенцев проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 месяца лепет.
Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносит отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года – слова.
Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову при назывании ему хорошо знакомых предметов, игрушек, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»).
В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.
Очень важны взаимоотношения между ребенком и взрослым на основе эмоционального общения, когда на улыбку ребенок отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.
Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие – в 1 год 2 месяца, а некоторые еще позднее. Запас слов годовалого ребенка от 2-3 слов до 15-20 слов.
Первый год жизни является подготовительным этапом к овладению речи. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.
На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, развивается понимание речи, активная речь.
До полутора лет слова, произносимые ребенком, не всегда отражают реальное название предмета. Разные игрушки и предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом.
Понимание опережает активную сторону речи. В этом возрасте ребенок может по просьбе взрослого найти знакомые предметы среди группы предметов, выполнить простые действия, несложные поручения. До полутора лет фразовая речь отсутствует. Эту функцию выполняет слово – предложение (Например, «Дай машину» = «Би -би»).
Со второй половины второго года жизни ребенок начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»). Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью (не менее 40-60 слов). Ребенку необходимо показывать предметы и картинки их заменяющие (игрушки, посуда, одежда). Объем словаря зависит от частоты общения его со взрослыми, от того какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).
Для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка. У некоторых детей отмечается слабый тихий голос, т.к. еще недостаточно окреп голосовой аппарат.
Ребенок третьего года жизни начинает понимать и самостоятельно задавать вопросы: «Где зайка?», «Что это?», «Зачем?», «Куда?». Малыш начинает пользоваться местоимениями, предлогами, прилагательными.
На третьем году жизни ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным («собака спит»). В грамматическом отношении речь ребенка не всегда правильная.
Дети третьего года жизни способны воспринимать простые небольшие по объему  сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может  ответ на некоторые вопросы по их содержанию. При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать отдельные слова либо группы слов. Ребенку становиться доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, есть знакомые звукоподражательные слова.
«На болоте живет и квакает: «Ква-ква-ква». « Кто это?».
На третьем году жизни хотя и значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ и нижней челюсти), но произношение детей еще далеко от нормы. В этом возрасте дети правильно и внятно произносят  гласные звуки а, у, и, о, согласные м, п, б, т, д, в, ф, г, к, х, ль.
Ребенок учится говорить, воспринимая живую человеческую речь. В первую очередь речь своих близких: мамы, папы, бабушки и дедушки, старшего брата, сестры. Ни просмотр телевизионных программ, ни прослушивание аудио записей сказок, стихов — не дает того необходимого материала для формирования речи.
  С самого раннего возраста разговаривайте с детьми, формируйте у них положительные эмоции. Показывайте картинки и предметы, учите играть с куклами и машинками, делайте постройки из кубиков. Учите детей играть для того, чтобы игра не становилась простой манипуляцией с игрушками. Пойте песенки, читайте потешки и стихи, рассказывайте сказки.