Лекотека как новая форма социализации и образования детей
с ограниченными возможностями здоровья.


В 2013 году в городе Подольске, на базе  МДОУ №56 «Рябинка» была открыта Лекотека. Организована Лекотека была для того, чтобы   в полной мере охватить  детей – инвалидов не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Слово «лекотека» («lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» - «собрание», «коллекция».
Цель создания Лекотеки: обеспечение психолого – педагогического сопровождения детей от 3 лет до 7 лет со сложной структурой дефекта, с синдромом Дауна, ЗПР, нарушения речи (в т.ч. ОНР 
III уровня) с нарушениями развития, существенно затрудняющими их функционирование, обучение и социальную адаптацию, имеющих и не имеющих статус ребёнка- инвалида, для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого – педагогической помощи родителям (законным представителям).
Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт - терапевтических техник для проведения профилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки  и развития личности детей. Лекотека реализует коррекционные и образовательные программы, а также психологическое сопровождение семьи.
Основные задачи Лекотеки:
·  Реализация образовательной  программы, разрабатываемой исходя из  особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой Лекотекой самостоятельно;
·  Проведение психопрофилактики и психокоррекции средствами игры у детей от 3 лет до 7 лет с нарушениями развития;
·  Обучение родителей  (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
·  Проведение психопофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка от 3-7 лет с нарушением развития;
·  Психолого- педагогическое обследование детей от 3 лет до 7 лет с нарушениями развитии при наличии  согласия родителей (законных представителей);
·  Помощь родителям (законных представителей) в подборе адекватных средств общения с ребёнком;
·  Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребёнка;
·  Поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей.
В Лекотеке МДОУ №56 « Рябинка» представлены следующие формы работы:
·  Консультация специалистов: педагога психолога, учителя-логопеда и учителя- дефектолога. Основной задачей, которых является профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты группы Лекотека стараются  дать родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, познакомить их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем родители могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.
·  Диагностический игровой сеанс  включает диагностику уровня развития ребёнка, которая осуществляется в игровой форме.
·  Игровые сеансы с  ребенком в Лекотеке проводятся в присутствии родителей   (законных представителей),  они направлены на социализацию детей и их познавательное развитие. На индивидуальных занятиях  специалисты  Лекотеки стремятся следовать игровым предпочтениям ребёнка, стараются не ограничивать его, но при этом помнят о  необходимости развития у него познавательных навыков и знаний об окружающем мире. Основной задачей  индивидуальных  игровых сеансов, является  реализация индивидуальной программы реабилитации ребёнка.
Организация деятельности Лекотеки:
·  Пребывание ребёнка в Лекотеке осуществляется за счёт средств  бюджета;
·  Игровые сеансы с  ребенком в Лекотеке проводятся в  индивидуальной форме;
·  В работе игрового сеанса с ребёнком  участвуют родители (законные представители);
·  Индивидуальная  работа специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога – психолога) с ребёнком проводится в присутствии родителей   (законных представителей);
·  Продолжительность  индивидуального игрового сеанса ребёнком от 20 минут до 40 минут;
·  Продолжительность диагностического сеанса с ребенком в Лекотеке составляет 40 минут, а в сложных случаях проводится несколько диагностических сеансов при включении ребёнка в Лекотеку. В середине и в конце учебного года  специалистами Лекотеки проводится по одному диагностическому сеансу  с целью проведения промежуточных итогов и отбора дальнейших методов и приёмов коррекционной  работы с ребёнком.
Мы уверены в том, что действующая модель сопровождения детей с проблемами в развитии как новая форма социализации и образования, существующая на базе МДОУ №56 «Рябинка», будет действовать и дальше развиваться, а так же позволит достичь следующих результатов:
·  Расширит пути помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;
·  Укрепит значимость содержания психолого-педагогических воздействий, базирующихся на принципах гуманизма, целостности, комплексности, коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, направленной на их социализацию;
·  Позволит родителям не только  освоить  новые методы и  техники социально-психологического развития  ребёнка, но и активно участвовать в реализации индивидуальной программы развития малыша.


 
Назад