НУЖНО ЛИ УЧИТЬ РЕБЕНКА «ДАВАТЬ СДАЧИ»
Каждый ребенок рано или поздно входит в детский коллектив со всеми вытекающими отсюда радостями и сложностями общения и построения отношений. Конфликтные ситуации неизбежны, и именно в дошкольном возрасте у человека складывается умение находить компромисс или отстаивать свою позицию для того, чтобы конструктивно выстраивать взаимодействие с другими людьми.
К сожалению  далеко не все члены детского коллектива отличаются доброжелательностью. Конфликты у детей возникают внезапно и проходят остро, наблюдается вербальная и невербальная агрессия, когда малыш бросается на неугодного с кулаками, кусает или щиплет его, швыряет в него подвернувшиеся под руку предметы.
Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить «давать сдачи». Психологи неоднозначно относятся к этому, но большинство считает, что ребенок младшего и среднего дошкольного возраста не может разграничить понятия «защита» и «нападение», неадекватно реагирует на создавшуюся ситуацию.
Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. Малыш не может  четко разграничить, когда он нападает, а когда защищается.  Он может пнуть ребенка, случайно задевшего его лопаткой. В его понимании это он так дал сдачи. Может сильно толкнуть  того, кто взял желанную  игрушку раньше. В его системе понятий это  тоже будет — дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его  стульчик  — воспринял как  личную обиду  и дал сдачи. Можно привести много примеров когда «сдача» была неадекватна, с печальными последствиями. Маленький ребенок не может рассчитать свою силу, оценить противника и свои возможности. Тем более, он не способен предвидеть последствия стычки. Таким образом, обучая малыша давать сдачи, мы подвергаем опасности не только его возможного оппонента, но и его самого, ведь противник может быть сильнее. Лучше научить маленького ребенка в сложных ситуациях обращаться за помощью к взрослому, который находится рядом, например, воспитателю в детском саду.
Это вовсе не значит, что ребенок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничанье, а цивилизованный способ решения конфликтов.  Вы бы хотели, чтобы ребенок научился договариваться и решать конфликты мирным путем? Давая сдачи, он этому не научится! Научиться  он может только на примере действий адекватного взрослого.
Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»?

 – Хотят, чтобы ребенок отстаивал свои интересы
 – Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду
 – Хотят, чтобы мог наказать обидчика

Все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Воспитатель рассудит, объяснит, кто не прав, виновного – накажет. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия. 
К 5 годам у детей начинают формироваться элементарные этические представления, осознанное регулирование собственных поступков, оценка поведения окружающих людей. Но до 7 лет его оценка еще пока достаточно сильно зависит от взрослых. В этом возрасте необходимо особый упор делать на обучение ребенка именно защите, а не нападению. Кроме того, если ребенок достаточно самостоятелен, он постепенно переходит на тот уровень, когда решает большинство возникающих проблем собственными силами, используя свой социальный опыт и советы родителей. Важно познакомить малыша со способами реагирования на возникающее непонимание, делая упор на умение договориться.
Нельзя исключить возникновения ситуаций, когда ребенок подвергается  неприятию в детском коллективе. Чуткие родители обязательно заметят, что у ребенка возникли проблемы по его подавленному настроению, нежеланию посещать учебное заведение, отсутствию друзей. А уж если ребенок приходит в синяках и царапинах, у него регулярно «теряются» или «портятся» личные вещи, то следует принять превентивные меры.

1. Надо вызвать ребенка на откровенный разговор, пообещав ему ничего не предпринимать, не поставив его в известность.
2. Если у ребенка проблемы из-за того, что он отличается в чем-то от сверстников, например, мама надевает на семилетнего мальчика колготки, а его за это дразнят, то следует убрать предмет раздора.
3. Следует создавать условия для общения ребенка со сверстниками вне детского сада, позволяя приглашать друзей в дом, устраивая совместные праздники и пр.
4. Необходимо способствовать участию ребенка в общих мероприятиях, в противном случае он будет исключен из круга общения.
5. Следует сделать своими союзниками педагогов.
6. Необходимо развивать ребенка физически, но при этом делать акцент на то, что спорные вопросы лучше решать словами.

Вы не сможете полностью оградить ребенка от сложностей окружающего мира, но можете научить его действовать адекватно возникшей ситуации и решать проблемы конструктивно.