РАСПОРЯДОК ДНЯ
ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА РАСПОРЯДОК ДНЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Всё в нашей жизни подчинено определённому ритму. Мир, в котором мы живём, удивительно склонен к колебаниям», — сказал английский учёный Р. Бишоп. Свет, звук, смена дня и ночи, чередование времён года, ритмы солнечной активности — всё это различные формы колебательных движений.
Биоритмы (от греч. жизнь и размеренность, слаженность) — пе­риодические положительные и отрицательные изменения интенсив­ности протекания физиологических и психических процессов.
Суточная периодичность имеет важ­ное значение в приспособлении орга­низма к окружающей среде. Доказа­но, что ритмический характер носят не только деятельность сердца и дыхание, но и все остальные физиологические и психические процессы у человека. В настоящее время у людей обнаруже­но более 400 процессов, подчинённых суточным (циркадным) ритмам. Суточ­ные колебания для большинства функ­ций проявляются в постепенном повы­шении показателей от утренних часов к дневным и вечерним и снижении в ноч­ное время. Одной из самых изученных и теперь уже известной многим является суточная динамика температуры тела, которая на рассвете низкая (36,0 °С), к полудню повышается до 36,4 °С, вечером (к 18 ч.) достигает максимума (36,8 °С), затем снова понижается.
В ночные часы по сравнению с днев­ными уменьшаются газообмен между кровью и тканями, масса циркулирую­щей крови, частота дыхания, артери­альное давление и др. Вместе с тем для некоторых процессов, в частности для деятельности эндокринных желёз, вы­явлена противоположная динамика. Так, наибольший уровень секреции гормона роста гипофизом происходит в ночные часы, поэтому можно говорить, что дети преимущественно растут по ночам.У большинства людей работоспо­собность повышается в дневное вре­мя и снижается ночью. Изучены более короткие (до 1,5 ч.) колебания работо­способности. У многих взрослых людей отмечаются два периода повышения умственной работоспособности в тече­ние суток: первый подъём с 8 до 12 ч., второй — с 17 до 19 ч. Днём с 13 до 15 ч. и ночью с 2 до 5 ч. работоспособность обычно самая низкая. Эти и другие дан­ные указывают на необходимость учёта биологических ритмов в организации трудовой и учебной деятельности.
Известно, что потребность в пище но­сит ритмический характер и зависит от многих факторов. При этом в режиме пи­тания следует учитывать циклические из­менения потребностей в питательных ве­ществах. Важно не только то, что и как че­ловек ест, но и когда принимается пища. Для рациональной организации ре­жима дня особо значимы суточные ко­лебания работоспособности.
Внимательные родители в содру­жестве с воспитателем детского сада могут проанализировать динамику по­ведения в течение дня и охарактеризо­вать с достаточной степенью вероят­ности «биоритмологический портрет» ребёнка. Данные по формированию биорит­мов в развитии ребёнка имеют прямое отношение к проблеме укрепления его здоровья. Дело в том, что между прояв­лениями цикличности и состоянием здо­ровья имеется прямая зависимость — самые начальные отклонения в состоя­нии здоровья в первую очередь прояв­ляются в нарушениях биоритмов. Обще­известный признак начинающейся бо­лезни может проявляться в нарушениях дневного или ночного сна, капризах, плаксивости детей. Известно, что при резких изменениях привычного режи­ма, особенно при нарушениях сна, воз­никают болезненные состоянии. Если у ребёнка отмечаются раздражитель­ность, беспокойство, плохой аппетит, нарушение сна, то причина чаще всего заключается в несоблюдении режима дня. Именно такие явления нередко на­блюдаются после выходных дней у тех воспитанников детских садов, родители которых грубо нарушают режим дня по субботам и воскресеньям (отсутствие прогулок и дневного сна, позднее ноч­ное засыпание и др.). Этим объясняется значимость известного всем педагогам и многим родителям положения о не­обходимости выполнения режима дня для укрепления здоровья, прежде все­го нервной системы ребёнка. Вместе с тем нельзя подходить к режиму только как к сугубо временному «жёсткому» распорядку дня с обязательными точно определёнными и ежедневно повторя­ющимися событиями. В таком случае жизнедеятельность ребёнка приобре­тает монотонный характер, снижается способность адаптации к изменяющим­ся условиям, создаются предпосылки для развития утомления. Выдающийся физиолог И.П. Павлов указывал, что ос­нову режима составляет «динамичес­кий стереотип», то есть регулярно по­вторяющаяся деятельность, но не инер­тная, а динамичная, изменяющаяся. К сожалению, на эту последнюю осо­бенность в дошкольном воспитании, да и в школе, не обращается должного вни­мания. Родителям следует помнить, что обязательно ежедневно должны выполняться такие основные ком­поненты распорядка дня, как вре­мя пробуждения и засыпания, дли­тельность прогулок, время приёма пищи. Остальные виды деятельности ребёнка могут варьировать по срокам и продолжительности их выполнения. Итак, цикличность процессов и её ста­новление по мере роста и развития ребёнка можно рассматривать как одно из основных научных обоснований по­иска и разработки оптимального в ас­пекте укрепления здоровья режима дня. Чем больше этот режим будет исходить из особенностей «биоритмологического портрета» ребёнка, тем в лучших усло­виях окажутся все его физиологические системы, что обязательно отразится на его самочувствии, настроении и на всём том, что характеризуется в обоб­щённом понятии «здоровый ребёнок».
Внимательные родители стараются выстроить день в соответствии с ин­дивидуальными потребностями малы­ша. Некоторые предпочитают называть такой график «естественным суточным ритмом», так как он выстраивается при наблюдении за биоритмами ребёнка. Для составления такого графика необ ходимо в течение 2 — 3 дней провести анализ обычного поведения ребёнка, начиная с утреннего пробуждения и далее вплоть до вечернего засыпания. Высокая работоспособность и преиму­щественно хорошее эмоциональное состояние в дообеденное время ха­рактерны для детей-«жаворонков». Те же качества, лучше проявляющиеся во второй половине дня, свойственны де- тям-«совам».
Если вы отдали сво­его ребёнка в детский сад, альтер­натив нет —  режим дня там будет соблюдаться неукоснительно, ведь у воспитателей нет никакой воз­можности подстраиваться сразу под биоритмы всех 20 — 30 детей в груп­пе. Пожалуй, наименее травматичным в такой ситуации будет стараться при­держиваться подобного распорядка и дома — для того, чтобы после выход­ных у ребёнка не возникало слишком сильного стресса от резкой перемены режима.
Крайне важно воспитывать ребёнка таким образом, чтобы он мог реали зовать свои внутренние способности к саморегуляции и самодисциплине Нередка ситуация, когда подросший школьник или студент, оказавшись в си­туации ослабленного контроля, вдали от родителей, начинает прогуливать и лениться, не может правильно распре­делять время, плохо питается, словом, «ударяется во все тяжкие». Причиной является как раз привычка к тому, что всегда есть кто-то рядом, осуществля­ющий строгий контроль и следящий за режимом, а сам ребёнок не научился прислушиваться к себе.
Природа мудра, она подарила нам удивительные внутренние часы, кото­рыми нужно научиться правильно поль­зоваться. Развить эту способность по­могут лишь любящие родители, именно поэтому так важно следовать за есте­ственными ритмами вашего ребёнка с самого детства.